call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
23 января 2014, 03:59   Бухгалтерский учет и налогообложение 0

Может ли директор получать денежные суммы под отчет на полгода? Может ли он взять под отчет следующую сумму, если не отчитался за предыдущую? Вправе л...

Может ли директор получать денежные суммы под отчет на полгода? Может ли он взять под отчет следующую сумму, если не отчитался за предыдущую? Вправе ли организация прописать данный порядок в учетной политике? Какие могут быть последствия?

Ответы (1)

  1. Эксперт Центра поддержки предпринимательства 22 января 2014, 00:00 # 0

    Здравствуйте!

    При осуществлении наличных денежных расчетов, в том числе с подотчетными лицами, организации должны руководствоваться нормами положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П).

    Выдача наличных денег под отчет производится на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 4.4 Положения N 373-П).

    Предельного срока выдачи наличных денег под отчет законодательство не устанавливает, поэтому организация вправе самостоятельно утвердить этот срок в учетной политике либо в ином локальном нормативном акте (например в соответствующем приказе руководителя).

    Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 4.4 Положения N 373).

    Если по каким-либо причинам выданные под отчет деньги не израсходованы, то по истечении срока, предусмотренного для возврата подотчетных сумм, неизрасходованные суммы работник обязан вернуть в кассу организации в полном объеме.

    Абзацем 3 п. 4.4 Положения N 373-П прямо установлено, что выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

    По смыслу приведенной нормы она является императивной, иными словами, установленное данной нормой требование является обязательным для применения и не может быть изменено локальным нормативным актом организации либо учетной политикой. Таким образом, выдавать денежные средства под отчет, пока работник не отчитался за ранее полученную сумму наличных денег, нельзя.

    Каких-либо особенностей выдачи наличных денег под отчет руководителю организации (директору) Положение N 373-П не предусматривает. Напомним, что в соответствии с положениями главы 43 ТК РФ руководитель является работником организации. Следовательно, на него, как на работника организации, распространяются все требования, предусмотренные Положением N 373-П.

    Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой под нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций подразумевается:

    - осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

    - неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

    - несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

    - накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов.

    Указанный перечень нарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

    Таким образом, на сегодняшний день за нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет, заключающееся в выдаче средств лицу, которое не отчиталось за ранее предоставленные под отчет суммы, административная ответственность не предусмотрена (смотрите, например,постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 N 09АП-10884/13, от 31.01.2013 N 09АП-34612/12).

    Объектом обложения НДФЛ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ). При этом доходом для целей исчисления НДФЛ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

    На мой взгляд, в результате получения денежных средств под отчет у работника не возникает дохода (экономической выгоды), а следовательно, и объекта обложения НДФЛ.

    Основные налоговые риски по НДФЛ при выдаче денег подотчетному лицу возникают в ситуациях, когда выданные под отчет суммы не возвращаются организации в установленные для этого сроки либо когда расходы, произведенные за счет подотчетных сумм, не подтверждены документально. В этом случае налоговые органы могут прийти к выводу о получении подотчетным лицом дохода (смотрите, например, постановлениеФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2012 N А82-3116/2011, постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2009 N А55-1433/2009, постановлениеПрезидиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08).

    Кроме того, в ситуации, когда подотчетное лицо постоянно берет и возвращает денежные средства, ничего не приобретая для организации, мы не можем исключить вероятности, что налоговые органы будут исходить из того, что организация фактически предоставляет работнику беспроцентные займы, а работник при этом получает доход в виде материальной выгоды (пп. 1 п. 1пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

    Отмечу, что за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию налогов нормами ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

     

    Оказанная услуга является бесплатной и предоставляется по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 №282-п

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда