Как заполнять графу 3б книги продаж (нужно ли ее заполнять) в случае, если оплата за уже отгруженный товар (выполненную работу, оказанную услугу) производится частями в разных периодах (учет «по отгрузке»)? Правильно ли заполнять книгу продаж, книгу покупок нарастающим итогом за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год, или подведение итогов должно быть помесячно?
Ответ ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.
Здравствуйте!
Формы и порядок заполнения книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по НДС, установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137), а именно приложение N 4 к указанному Постановлению регламентирует ведение книги покупок, а приложение N 5 - книги продаж.
Отражение в книге продаж данных об оплате счета-фактуры: Согласно пп. "л" п. 7 Приложения N 5 к Постановлению N 1137 в графе 3б "Дата оплаты счета-фактуры продавца" указывается дата оплаты счета-фактуры продавца. При указании даты указывается число, месяц и год.
Отмечу, что нормами Приложения N 5 к Постановлению N 1137 прямо не установлен порядок заполнения графы 3б книги продаж в случае, когда оплата за отгруженные товары (работы, услуги) производится частями. В то же время в Приложении N 5 к Постановлению N 1137 отсутствует запрет на указание в графе 3б нескольких дат.
Также напомним, что при регистрации счета-фактуры, выставленного покупателю на полученную сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, графы 5а, 6а, 7, 8а-9 книги продаж не заполняются. При отсутствии данных для их отражения в иных графах книги продаж данные графы также не заполняются (п. 8 Приложения N 5 к Постановлению N 1137).
В анализируемой ситуации в момент регистрации счета-фактуры на отгрузку в книге продаж (при условии отсутствия авансовой оплаты) у организации нет информации для заполнения графы 3б. Однако по мере получения от покупателя оплаты за отгруженный товар (работы, услуги) в течение налогового периода у продавца будут появляться данные, необходимые для заполнения рассматриваемой графы книги продаж.
В отношении отражения в книге продаж дат оплат, поступивших в следующие налоговые периоды, обращаем Ваше внимание на следующее.
Книга продаж оформляется на каждый налоговый период (квартал) (пп. "в" п. 7 Приложения N 5 к Постановлению N 1137). До 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга продаж, составленная на бумажном носителе, подписывается руководителем организации (уполномоченным им лицом) или индивидуальным предпринимателем , прошнуровывается , ее страницы пронумеровываютс я. При этом страницы книги продаж, составленной на бумажном носителе, скрепляются печатью организации. Книга продаж, составленная в электронном виде организацией или индивидуальным предпринимателем за налоговый период, подписывается усиленной квалифицированно й электронной подписью соответственно руководителя организации (уполномоченного им лица) или индивидуального предпринимателя при ее передаче в налоговый орган в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 22 Приложения N 5 к Постановлению N 1137). При этом в Приложении N 5 к Постановлению N 1137 не содержится указаний на возможность внесения дополнительной информации в книгу продаж после окончания налогового периода (помимо оформления дополнительных листов).
С учетом указанных обстоятельств полагаю, что в графе 3б книги продаж организации следует указывать все даты частичных оплат за отгруженный товар (работы, услуги), произведенных в течение того налогового периода (квартала), в котором был выставлен счет-фактура на отгрузку. Если оплата за поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) производится покупателем в следующем налоговом периоде, то, по моему мнению, дату такой оплаты не следует отражать в графе 3б книги продаж.
Обращаю Ваше внимание, что указанная позиция является моим экспертным мнением. Ввиду отсутствия разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, рекомендуется воспользоваться правом налогоплательщик а и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
Ведение книги покупок (книги продаж): В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является квартал.
При этом за каждый налоговый период (квартал) в книге покупок и книге продаж подводятся итоги, которые используются при составлении налоговой декларации по НДС (п. 7 Приложения N 4 к Постановлению N 1137, п. 8 Приложения N 5 к Постановлению N 1137). Вместе с тем в Приложении N 4, равно как и в Приложении N 5 к Постановлению N 1137 отсутствуют указания на необходимость подведения промежуточных итогов, например, по окончании каждого месяца, при ведении книги покупок, книги продаж в течение квартала.
Согласно пп. "в" п. 6 Приложения N 4 к Постановлению N 1137, пп. "в" п. 7 Приложения N 5 к Постановлению N 1137 в книге покупок, в книге продаж соответственно, в частности, указываются число, месяц, год, соответствующие 1-му числу первого месяца квартала и последнему числу последнего месяца квартала.
Таким образом, на каждый налоговый период (квартал) по НДС оформляется новая книга покупок (книга продаж). Ведение книги покупок, книги продаж нарастающим итогом (то есть за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год) противоречит вышеуказанным нормам НК РФ и Постановления N 1137.
Оказанная услуга является бесплатной и предоставляется по заданию Министерства промышленности, предпринимательс тва и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательс тва в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 №282-п.