call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
29 ноября 2013, 03:59   Бухгалтерский учет и налогообложение 0

Организация занимается оптовой торговлей и осуществляет доставку товара покупателю за собственный счет. При этом поставка со склада поставщика на скла...

Организация занимается оптовой торговлей и осуществляет доставку товара покупателю за собственный счет. При этом поставка со склада поставщика на склад покупателя осуществляется напрямую (минуя склад организации). Транспортные расходы, понесенные организацией, не учтены в стоимости приобретения товаров. Могут ли все расходы на такую транспортировку признаваться расходами текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете?

Ответы (11)

  1. Эксперт Центра поддержки предпринимательства 28 ноября 2013, 00:00 # 0

    Транспортные расходы, связанные с доставкой товара от поставщика покупателю, минуя склад организации, могут учитываться в составе расходов ткущего периода.

    Обоснование вывода:

     Бухгалтерский учет-Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, допускается различный порядок учета и признания расходов на перевозку (транспортировку) приобретаемых и реализуемых товаров. На наш взгляд, в качестве транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением товаров, могут рассматриваться, в том числе, затраты на доставку товаров до центральных складов (баз) организации-покупателя, производимые до момента их передачи в продажу (п. 13 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказомМинфина России от 28.12.2001 N 119н). Расходы же на доставку приобретенных товаров со склада организации-продавца до покупателя следует рассматривать в качестве расходов на продажу.

    В данной ситуации операции по приобретению и реализации товара осуществляются, минуя склад организации, то есть в рамках "транзитной" торговли, что затрудняет порядок квалификации затрат на перевозку товаров, которые, с одной стороны, связаны с их приобретением, с другой стороны, - с реализацией.

    Каких-либо специальных правил порядка учета и признания транспортных расходов при "транзитной" торговле нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, не установлено.

    В такой ситуации, на мой взгляд, организация имеет право самостоятельно квалифицировать указанные расходы или определить методику их распределения, прописав соответствующие положения в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

    Учитывая, что в данном случае приобретаемые товары не завозятся на склад организации, а доставляются поставщиком непосредственно покупателям Вашей организации, полагаем, что транспортные расходы в размере фактических затрат могут учитываться в составе расходов на продажу на счете 44 и полностью признаваться в периоде их осуществления посредством списания в дебет счета 90 (п. 5, 7, 9, 16-19ПБУ 10/99 "Расходы организации", Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

     Налоговый учет-Особенности формирования расходов на реализацию для оптовых организаций установлены ст. 320 НК РФ. Так, расходы на реализацию для целей ст. 320 НК РФ определены как "издержки обращения". К ним относятся:

    - расходы налогоплательщика - покупателя товаров (оптовой организации) на доставку этих товаров;

    - складские расходы;

    - иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией этих товаров, если они не учтены в стоимости приобретения товаров.

    Согласно абзацу третьему ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

    Из буквального прочтения положений абзаца третьего ст. 320 НК РФ следует, что транспортные расходы на доставку товаров от поставщика до склада покупателя, минуя склад самой оптовой организации, не являются прямыми расходами, а относятся к косвенным расходам и учитываются при определении налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода.

    Косвенно приведенная позиция может быть подтверждена официальными разъяснениями Минфина России, представленными в письме от 10.02.2011 N 03-03-06/1/85. Специалисты ведомства пришли к выводу, что к прямым расходам относятся расходы по доставке товара до склада организации при его покупке, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки. В связи с чем расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров после оприходования их на склад в связи с их перемещением до нового склада самого налогоплательщика относятся к косвенным расходам.

    При этом на основании постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 N 14АП-8260/11 считаем необходимым отметить следующее. В отношении отнесения транспортных расходов к косвенным суд занял позицию налогоплательщика - транзитного продавца покупного товара. И это несмотря на то, что товарные накладные и счета-фактуры были оформлены поставщиком на адрес организации - транзитного продавца, в документах даже не был указан конечный покупатель. Однако такую позицию суд занял только в связи с тем, что у организации отсутствовали собственные склады, а налоговый орган не представил доказательств противного. Поэтому, поскольку в рассматриваемой ситуации организация имеет собственные склады, в товарных (товарно-транспортных и транспортных) накладных при транзитных поставках товаров обязательно должен быть указан конечный покупатель в качестве грузополучателя.

    По моему мнению, если товар напрямую доставляется до склада покупателя, невозможно затраты распределять на прямые, связанные с доставкой продукции от поставщика до склада Вашей оптовой организации, и на косвенные - по доставке товаров от Вас до склада покупателя. Поэтому вся сумма транспортных расходов в данном случае у организации будет являться косвенным расходом, связанным с реализацией товара. Ведь расходы по такой доставке могут признаваться расходами, связанными с продажей товара, а не с приобретением товара.

    При этом порядок учета транспортных расходов организации следует закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ). Напомним, что все неясности закона толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ)

     

    Оказанная услуга является бесплатной и предоставляется по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 №282-п

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда