call-центр8-800-300-80-90
Пермский край
задать вопросраспечататьна главную
28 ноября 2013, 03:59   Бухгалтерский учет и налогообложение 0

В организации касса отсутствует и операции с наличными денежными средствами не осуществляются. Денежные средства под отчет перечисляются на "зарплатны...

В организации касса отсутствует и операции с наличными денежными средствами не осуществляются. Денежные средства под отчет перечисляются на «зарплатные» карты сотрудников. Являются ли нарушением случаи перечисления денежных средств под отчет при наличии задолженности по авансовому отчету? Какая ответственность предусмотрена в таком случае?

Ответы (11)

  1. Эксперт Центра поддержки предпринимательства 27 ноября 2013, 00:00 # 0

    Действующим законодательством не запрещено выдачу подотчетных сумм сотрудникам на хозяйственные или командировочные нужды осуществлять посредством перечисления денежных средств на их личные банковские карты.

    Данный порядок не квалифицируется как нарушение порядка ведения кассовых операций.

     Обоснование вывода:

    Порядок выдачи кредитными организациями банковских карт и особенности осуществления операций с ними определены в Положении ЦБР от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П).

    Банковские карты относятся к электронным средствам платежа (п. 1.5 Положения N 266-П), сферой применения которых является безналичный денежный оборот.

    При этом ни в Положении N 266-П, ни в Положении Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", ни в других нормативных актах не содержится запрета на использование "зарплатных" карт как в других целях отличных от прямого назначения, так и ограничений на перечисление на соответствующий банковский счет физического лица работодателем (и не только им) наряду с "зарплатными" и иных сумм, в том числе и подотчетных. Вывод о возможности использования карточного счета работника для проведения расчетов по подотчетным суммам подтверждается и позицией арбитражных судов (смотрите, например, постановлениеФАС Северо-Западного округа от 11.02.2008 N А52-174/2007).

    При этом ни Положением N 266-П, ни какими бы то ни было иными актами Банка России не установлено запрета на перечисление работникам подотчетных сумм при наличии у этих работников задолженности по ранее выданным подотчетным суммам.

    С 1 января 2012 года действует Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение о порядке ведения кассовых операций), сферой применения которого является наличное денежное обращение.

    Еще до отмены Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40, ЦБР в письме от 23.07.2009 N 29-1-1-7/4625 указал, что вопросы проведения безналичных расчетов, в том числе операций по безналичному перечислению денежных средств на банковские счета физических лиц, открытых для совершения операций с банковскими картами, не являются предметом регулирования Порядка ведения кассовых операций.

    В настоящее время самостоятельный порядок выдачи под отчет денежных средств путем перечисления их на расчетные карты (безналичного расчета) законодательно не установлен, но в то же время не запрещен.

    При этом, на мой взгляд, прямой трансляции норм Положения о порядке ведения кассовых операций из сферы наличного денежного обращения в сферу безналичных денежных расчетов не происходит.

    Отмечу также, что КоАП РФ не предусматривает санкций за выдачу подотчетных сумм указанным способом.

    К сведению:

    В настоящее время безналичный способ передачи денежных средств под отчет становится все более популярным и официальными органами активно пропагандируется с целью минимизации наличного расчета, повышения эффективности платежных процессов, автоматизации сверок расчетов и контроля за поступлением (зачислением) средств и их использованием (смотрите письма Минфина России от 05.10.2012 N 14-03-03/728, Минфина России и Федерального казначейства России от 10.09.2013 N 02-03-10/37209/42-7.4-05/5.2-554).

    Тем не менее, учитывая требования ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) о необходимости оформления каждого факта хозяйственной жизни первичными учетными документами, организации следует детально проработать документооборот по данному вопросу и утвердить все формы в учетной политике организации (п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

    Законом N 402-ФЗ установлено, что унифицированные формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению (смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

    Таким образом, соответствие первичных учетных документов Закону N 402-ФЗ будет иметь важное значение для предотвращения претензий со стороны налоговых органов, в том числе возможной переквалификации расходов по авансовым отчетам в дополнительное вознаграждение (доход) физических лиц в целях обложения НДФЛ (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2009 N А55-1433/2009).

     

    Оказанная услуга является бесплатной и предоставляется по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 №282-п.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда