call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
16 октября 2014, 12:00   Защита бизнеса 5

Оспаривание результата акта проверки ФСС

Добрый день.
К нам, в Березниковский муниципальный фонд поддержки и развития предпринимательства, обратился предприниматель, с просьбой помочь оспорить результат акта проверки ФСС. Предприниматель не согласен с вынесенным решением и предстоящими суммами штрафов.
Просим помочь в решении данного вопроса.
С Уважением,
специалист БМФПРП Екатерина

Ответы (1)

  1. Эксперт Центра поддержки предпринимательства 17 октября 2014, 13:02 # 0
    Основными нормативными актами, регулирующими вопрос, являются:
    1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон 212-ФЗ),
    2) Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»,
    3) Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам»
    В соответствии с п. 6 ст. 35 6. Федерального закона № 212-ФЗ предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.
    В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
    Ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
    Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
    Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
    (часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
    Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
    Акт проверки был составлен 23 сентября 2014 года, отправлен в Ваш адрес 24 сентября, следовательно, согласно ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ, считается, что 30 сентября 2014 года акт был получен Вами, и с 01.10.2014 года начал течь срок для предоставления возражений на акт проверки в соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ.
    На основе изложенных норм следует, что срок для предоставления Вами возражений на акт проверки истек 15 октября 2014 года.
    В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
    Таким образом, в ближайшем будущем состоится рассмотрение материалов проверки, где будут рассмотрены все нарушения, Вы будете приглашены на рассмотрение (либо уже приглашены) путем направления соответствующего уведомления. Явиться на рассмотрение результатов проверки – Ваше право, но не обязанность.
    В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
    Согласно п. 4 ст. 39 Федерального закона № 2120-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. Таким образом, несмотря на пропуск срока для предоставления возражений, Вы вправе заявлять свои доводы в отношении результатов проверки, подтверждать свои доводы документами.
    В силу п.6 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
    1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
    2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
    3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
    4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
    По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
    1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
    2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
    Данное решение может быть оспорено двумя способами: 1) путем направления жалобы в Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском крае; 2) путем подачи заявления в Арбитражный суд Пермского края об оспаривании решения ФСС в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Причем оспаривание в Управление не исключает одновременную подачу заявления в суд. Срок оспаривания в любом из случаев составляет 3 месяца. Непредставление возражений на акт проверки не исключает возможности оспаривания решения, принятого на основании соответствующего акта проверки.
    Из анализа составленного акта нарушений процедуры осуществления ФСС проверки не выявлено.
    По сути вменяемых нарушений следует отметить следующее.
    Пониженные тарифы для уплаты страховых взносов установлены ст.58 Федерального закона 212-ФЗ.
    Из содержания акта следует, что Ваша организация имеет право применять пониженный тариф в соответствии с подп. 8 п. 1, п. 1.4. ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ.
    Согласно п. 1.4. ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
    В акте проверки от 23.09.2014 года должностное лицо ФСС, проводившее проверку указывает, что Вами неправомерно применен пониженный тариф в размере 0 процентов в 2012, 2013 году. В обоснование позиции ФСС указывает, что фактический доход в 2012 году составил 2813421,40 рублей, часть из которых является финансированием медицинских страховых компаний в размере 2503076,23 рубля, а 334867,07 рублей – субсидия Минздрава Пермского края. При этом из всего полученного дохода, выявленного по банковским данным, задекларирована в ИНФС только сумма субсидии, которая по комментарию ФСС не учитывается при определении объекта налогообложения в соответствии п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. В итоге по основному виду деятельности 85.11 доход составил 0 рублей, что судя из материалов проверки, стало основанием для отказа применения пониженного тарифа в соответствии со ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ. Аналогичная ситуация имела место в 2013 году.
    Декларировать иные доходы в ФНС не имеет смысла, поскольку налоговая сразу начислит пени, которые превысят доначисление и штрафы в ФСС.
    В отсутствие иных документов, исходя из предоставленного акта проверки, можно посоветовать следующее.
    В соответствии со ст. 1.1. ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса. При этом невключение денежных средств в объект налогообложения не приводит к тому, что эти денежные поступления не перестают быть доходами, они просто не учитываются при расчете налога. Соответственно данная субсидия – это доход. Это вытекает чисто из понятийного употребления. Таким образом, размер этого дохода от суммы задекларированного соотносится как 1 к 1.
    Либо можно сказать, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Исходя из чего, предлагается указать, что раздельный учет доходов не велся, следовательно сумма субсидии является объектом налогообложения, является облагаемым доходом. Данная сумма указана в декларации как доход, т.е. включена в доход. Следовательно, говорить о том, что доход по ОКВЭД 85.11 составляет 0 рублей, опять же не приходится.
    В отсутствие иных документов в рамках письменной консультации говорить о конкретном образе поведения достаточно сложно, тем не менее, путем манипуляций понятийным аппаратом и некоторыми возможностями законодательства, способы прийти к выводу, отличному от вывода ФСС есть. Тем не менее, при отсутствии документов, говорить о действенности предложенных мер не приходится. В связи с чем гарантий на успех в этом плане нет. Скорее всего, доначисление по решению ФСС останется. Успех в Арбитражном суде Пермского края также сомнителен.
    В отношении занижения облагаемой базы дать комментарий невозможно, т.к. кроме акта проверки по данному поводу ничего не предоставлено. Из содержания акта, можно сделать вывод, что доначисление страховых взносов на сумму заниженной базы произведено обоснованно. Иное можно установить только в случае предоставления на исследование дополнительного материала.
    Обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения в настоящем случае нет.
    Единственный способ уменьшить бремя финансовых санкций может быть осуществлено путем поиска смягчающих обстоятельств, в результате подтверждения которых штраф (только штраф!) может быть уменьшен. Это можно сделать точно.
    В соответствии со ст. 44 Федерального закона 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
    1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
    4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
    Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
    Помимо указанных в ст. 44 212-ФЗ в качестве смягчающих в судебной практике применяются следующие обстоятельства: 1) совершение правонарушения впервые; 2) социальная значимость деятельности организации; 3) выполнение государственно значимых задач; 4) бюджетное финансирование; 5) отсутствие умысла на совершение правонарушения; 6) тяжелое финансовое положение организации, либо тяжелые финансовые последствия взыскания с организации санкций и т.п.
    Таким образом, есть смысл обжаловать решение, которое будет принято ФСС в ближайшее время в судебном порядке, хотя бы с целью снижения штрафа. О том, насколько реально убрать все доначисления, в том числе, осуществленные в связи с выявленным ФСС необоснованным применением пониженного тарифа, говорить сложно, т.к. необходимо более объективное, документально подтвержденное знание ситуации, что в рамках данной письменной консультации сделать затруднительно, в связи с чем выражаем целесообразность обратиться в организацию, имеющую специалистов по разрешению данного вида споров.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда