8-800-300-80-90 call-центр
задать вопросраспечататьна главную

Сертификация системы менеджмента

В настоящее время действуют десятки международных стандартов, устанавливающих требования к системам управления. Каждый из них регламентирует определённую сферу управления предприятием (например, обеспечение качества продукции (стандарт ISO 9001) и энергетической эффективности (ISO 50001) предприятия, безопасность для персонала (OHSAS 18001) и окружающей среды (ISO 14001)). Эти стандарты и их российские аналоги, учитывая мировой  опыт, создают основу для улучшения деятельности любого предприятия. Опираясь на них, компания может, например:

− оптимизировать бизнес-процессы, усовершенствовать организационную структуру управления и повысить ее эффективность;

− повысить обоснованность управленческих решений и ответственность за их исполнение;

− обеспечить высокое качество своей продукции и услуг;

− снизить непроизводительные затраты (на управленческие и исполнительские ошибки, потери при производстве, брак, рекламации);

− повысить степень безопасности деятельности организации для персонала и общества;

− снизить негативное воздействие на окружающую среду.

По стандартам на системы менеджмента (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, ISO 50001 и др.) проводится сертификация. Сертификаты, выданные признанным органом по сертификации, являются свидетельством стабильности и безопасности деятельности компании, повышают престиж фирмы. Наличие сертификатов может быть необходимым для получения заказа, участия в тендере, конкурсе или же стать решающим конкурентным преимуществом. Пермская торгово-промышленная палата оказывает предприятиям консультационные услуги как по освоению требований международных стандартов на системы управления, так и подготовке к сертификации по ним.

Стандарты на системы менеджмента – международные и российские стандарты, устанавливающие требования к системе управления организации применительно к качеству (ISO 9001 или ГОСТ ISO 9001), экологии (ISO 14001 или ГОСТ Р ИСО 14001), охране труда (OHSAS 18001 или ГОСТ 12.0.230), пищевой безопасности (ISO 22000 или ГОСТ Р  ИСО 22000) и т.д.

По этим стандартам проводится сертификация предприятий.

Сертификация систем менеджмента — это процедура подтверждения степени соответствия и результативности определенной системы менеджмента, требованиям стандарта на данную систему менеджмента.

Сертификация систем менеджмента иногда является обязательным условием при участии в тендерах, при заключение договоров с заказчиками. Сертифицированные системы менеджмента позволяют заключать более выгодные и серьезные сделки.

Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.

Комплексная подготовка к сертификации (подготовка к сертификации «под ключ») – совокупность информационно-консультационных мероприятий, проводимых Исполнителем и Заказчиком по согласованному Совместному плану, направленная на успешное прохождение Заказчиком сертификационного аудита по выбранному им стандарту. Предусматривает полное сопровождение Заказчика процесса подготовки к сертификации от оценочного аудита до получения Заказчиком сертификата.

Совместный план – план мероприятий по подготовке к сертификации, разбитый на этапы, содержащий перечень мероприятий по подготовки к сертификации, календарный график, разграничение сфер ответственности между Исполнителем и Заказчиком, результат каждого мероприятия. Совместный план является приложением к договору на оказание услуг, при необходимости подлежит корректировке.

 

Совместный план является приложением к договору на оказание услуг, при необходимости подлежит корректировке.

Совместный план обычно включает следующие этапы:

-   оценочный (диагностический) аудит системы управления;

-   обучение персонала заказчика (руководители, разработчики, уполномоченные в подразделениях) требованиям стандарта, по которому будет проходить сертификация;

-   выбор органа по сертификации;
разработка и внедрение документации (состав документации – в зависимости от требований стандарта, по которому будет проходить сертификация);

-   проведение внутреннего аудита;

-   устранение несоответствий по результатам аудита, в т.ч. корректировка разработанной документации;

-   проведение анализа системы управления со стороны высшего руководства, составление отчёта;

-   проведение предсертификационного аудита;

-   отправка документов в орган по сертификации (Руководство по системе, политика и цели, результаты аудитов, результаты анализа системы управления руководством и др.)

-   сопровождение 1 стадии сертификационного аудита,

-   проведение тренировочного аудита перед сертификацией, сопровождение 2 стадии сертификационного аудита.

Совместный план обычно включает следующие этапы: оценочный аудит, обучение специалистов, разработку документации системы менеджмента, внедрение документации и проведение внутренних аудитов, проведение анализа разработанной системы менеджмента, проведение тренировочного аудита, сопровождение сертификационного аудита (сертификационный аудит проводится органом по сертификации).

Орган по сертификации – организация, уполномоченная в установленном порядке проводить сертификацию систем менеджмента. Торгово-промышленная-палата совместно с заказчиком выбирают стороннюю организацию по сертификации. ТПП сопровождает процесс сертификации.

Для получения сертификата системы менеджмента:

Услуга оказывается организации заинтересованной в:

  • в освоении международных стандартов на системы управления (в целях совершенствования системы управления предприятием);
  • в сертификации системы менеджмента по международным и российским стандартам (в целях выполнения контрактных требований, участия в тендерах, повышения конкурентоспособности)

1. Заказчик направляет заявку, где указывается следующее:

  • наименование и реквизиты организации, 
  • краткое описание деятельности организации и её продукции (услуг),
  • описание области сертификации (виды деятельности, на которые будет распространяться сертификат),
  • перечень основных потребителей,
  • наименование стандарта(ов), по которому(ым) будет проходить сертификация (ISO 9001, ISO 14001 и т.п.),
  • наличие, количество  и местонахождение удалённых подразделений (филиалов, производственных баз, объектов производства работ),
  • численность персонала организации в целом и каждого удалённого подразделения,
  • ожидаемые сроки сертификации,
  • контактное лицо.

Форма заявки произвольная, все детали выясняются в индивидуальном порядке.

2. К заявке должна быть приложена схема организационной структуры организации.

(структура подразделений, кто кому подчиняется).

3.  Заказчик согласовывает Совместный план, предоставленный Исполнителем (окончательная редакция Совместного плана формируется по результатам оценочного аудита) и график оценочного аудита.

4. При проведение семинара за пределами города Перми, заказчик сам привозит специалиста ТПП в нужный населенный пункт Пермского края, оплачивает командировочные расходы представителей Исполнителя.. Семинар проводит специалист ТПП.

Заказчик обеспечивает доступ представителей Исполнителя к необходимой информации, документации, а также доступ в подразделения в соответствии с графиком оценочного аудита и другими графиками, регламентирующими процесс консультирования.

Порядок оказания услуги:

 

1.  Анализ данных, предоставленных заказчиком (заявки, схемы организационной структуры и др.), желательно – проведение предварительной встречи с руководителем или уполномоченным представителем заказчика.

2.  Подготовка и предварительное согласование с заказчиком Совместного плана подготовки к сертификации. Основные этапы Совместного плана – см. выше.

3.  Заключение договора. Совместный план является приложением к договору.

4.  Выполнение мероприятий Совместного плана.

5.  Консультирование осуществляется представителями Исполнителя в письменной или устной форме. Обучение проводится на территории Заказчика или Исполнителя.

6.  При необходимости дальнейшего консультационного сопровождения сертифицированного предприятия заключается отдельный договор.

Корпоративный семинар по вопросам систем менеджмента – краткосрочное информационно-консультационное или обучающее мероприятие по вопросам освоения и применения стандартов на системы менеджмента, проводимое для группы сотрудников заказчика по согласованной с заказчиком программе .

Получить услугу может любая организация, заинтересованная :

  • в ознакомлении с требованиями стандартов на системы менеджмента, внедрении этих стандартов с последующей сертификацией;
  • подготовке специалистов (руководства высшего и среднего звена, внутренних аудиторов, разработчиков системы менеджмента, уполномоченных в подразделениях и т.д.) по применению данных стандартов

Для организации семинара/программы обучения:

1.  Заказчик направляет заявку, где указывается следующее: наименование и реквизиты организации, тематика семинара, ожидаемая продолжительность, круг участников семинара, ожидаемые сроки, место и регламент проведения семинара (полный день или иной график), контактное лицо.

Форма заявки на семинар произвольная, должна содержать тему семинара.

2. Заказчик согласовывает программу семинара, предоставленную Исполнителем, сроки и регламент проведения семинара.

3. Требования к организации семинара:

  • подготовка помещения осуществляется Заказчиком;
  • состав участников семинара руководство Заказчика определяет приказом;
  • раздаточный материал семинара предоставляется Исполнителем в электронном виде и распечатывается Заказчиком по одному комплекту для каждого участника;
  • при необходимости (по своему усмотрению) Заказчик обеспечивает участников семинара питьевой водой и проводит кофе-брейки в перерывах, установленных регламентом семинара.

4.  Требования к помещению и оборудованию (обеспечиваются Заказчиком):

  • помещение (аудитория) для проведения семинара должно быть оборудовано таким образом, чтобы участники семинара могли вести записи в ходе занятий, были расположены лицом или «вполоборота» к преподавателю, могли работать в группах по 2 – 4 человека;
  • помещение (аудитория) должно быть оснащено: мультимедийным проектором (при отсутствии Заказчика предоставляется Исполнителем), экраном размером не менее 2,5 м по диагонали;
  • окна аудитории должны иметь возможность затемняться жалюзи или шторами;
  • все места участников должны быть снабжены папками с раздаточным материалом.

Заказчик обеспечивает доставку преподавателя к месту проведения семинара, при проведении семинара за пределами г. Перми оплачивает командировочные расходы преподавателя.

 

Порядок оказания услуги:

1.  Анализ заявки (тема семинара, срок, состав участников и др.), уточнение требований Заказчика к семинару, согласование формата семинара (по типовой программе или по индивидуальной программе).

2.  Индивидуальная программа учитывает особенности деятельности и требования документации Заказчика. Если семинар проводится по индивидуальной программе – Заказчик предоставляет свою документацию, которая должна быть использована при проведении семинара (например,  Руководство по качеству, внутренние стандарты предприятия и др.)

3.  Подготовка и предварительное согласование с заказчиком Программы семинара, Требований к организации семинара и распределения ответственности по организации семинара (место, график, печать раздаточного материала, доставка преподавателя  и др.).

4.  Заключение договора. Программа семинара и Технические требования к организации семинара являются приложением к договору.

5.  Проведение семинара в соответствии с договором и Программой.

Оформление и выдача участникам семинара сертификатов.

Консультационные услуги системы менеджмента - информационно-консультационное или обучающее мероприятие по вопросам освоения и применения стандартов на системы менеджмента, проводимое для группы сотрудников заказчика по согласованной с заказчиком программе.

Проконсультироваться по теме системы менеджмента может любая организация, заинтересованная :

  • в подготовке к сертификации, но выполняющая часть этапов подготовки самостоятельно;
  • в разработке / анализе документации на системы менеджмента;
  • проведении аудитов системы менеджмента (оценочного, внутреннего, предсертификационного, аудита поставщиков);
  • в получении других информационно-консультационных услуг в области создания и развития систем управления.

Для получения консультации:

1.  Заказчик направляет заявку, где указывается следующее:

  • наименование и реквизиты организации, 
  • описание деятельности организации и продукции (услуг),
  • информация о сертификации системы менеджмента (сертифицирована ли организация, когда и по какому стандарту),
  • описание запрашиваемой услуги,
  • ожидаемые сроки оказания услуги,
  • контактное лицо.

2. В зависимости от вида запрашиваемых услуг заказчик предоставляет дополнительные данные (организационную структуру, информацию об удалённых подразделениях, перечень документации системы менеджмента и т.п.).

3. Заказчик обеспечивает доставку представителей Исполнителя к месту оказания услуг, при проведении семинара за пределами г. Перми оплачивает командировочные расходы представителей Исполнителя.

Заказчик обеспечивает доступ представителей Исполнителя к необходимой информации, документации, а также доступ в подразделения в соответствии с графиком оценочного аудита и другими графиками, регламентирующими процесс консультирования.

 

Порядок оказания услуги:

1.  Анализ данных, предоставленных заказчиком (заявки, схемы организационной структуры и др.), желательно – проведение предварительной встречи с руководителем или уполномоченным представителем заказчика.

2.  Подготовка и предварительное согласование с заказчиком Договора.

3.  Заключение договора.

4.  Консультирование осуществляется представителями Исполнителя в письменной или устной форме в соответствии с условиями договора. 

Предприниматели

Документы для сертификации систем менеджмента:

  1.  Заявка на оказание услуг по подготовке к сертификации.
  2.  Организационная структура.

Документы необходимые для корпоративных семинаров:

  1.   Заявка на оказание услуг по проведению семинара (в произвольной форме, в заявке прописывается тема нужного семинара, дальнейшие переговоры в индивидуальном порядке)
  2.  Краткая информация о сфере деятельности, численности персонала и структуре предприятия, наличии сертификатов соответствия стандартам на системы менеджмента, планы Заказчика относительно сертификации системы менеджмента.

Документы для консультаций:

  1.   Заявка на оказание услуг. Заявка может быть написана в свободной форме.
  2.   Копия сертификата соответствия системы менеджмента (при наличии).
  3.   Организационная структура или перечень подразделений, подлежащих аудиту (для оказания услуг по проведению аудитов).
  4.   Другие документы после согласования состава услуги.

Все документы можно высылать в электронном виде на почту et@permtpp.rusmk@permtpp.ru

По интересующим вопросам сертификации систем менеджмента Вы можете обращаться по телефону "горячей" линии: 8-800-300-80-90

Пермская торгово-промышленная палата 

Адрес: г. Пермь, Советская 24-Б

Телефон приемной: (342) 212-28-11

Название структурного подразделения: Отдел систем менеджмента ЭТЦ «Пермэкспертиза» (Отдел СМ)

тел. / факс: (342) 212-18-81,

e-mail: et@permtpp.ru, smk@permtpp.ru

Сайт: http://www.permtpp.ru

Отдела СМ: http://www.permtpp.ru/about_chamber/services/management_systems_certification/