call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
24.09.2013

Как помешать барменам уводить из вашего бизнеса выручку?

Борис Игнатьев построил бизнес с оборотом $3 млн на борьбе с воровством барменов.

За пять лет питерский предприниматель вложил 55 млн рублей в создание собственной системы контроля продаж напитков в барах. Теперь он собирается в одиночку захватить миллиардный рынок.

Борис Игнатьев не похож на типичного стартапера. Он не является завсегдатаем Digital October, не заполняет заявки на гранты Сколково, не ищет деньги у известных венчурных фондов. Генеральный директор компании с угловатым названием «СКБара» (от системы контроля бара) огласку не любит, хотя похвалиться есть чем. За пять лет Игнатьев создал бизнес с годовым оборотом $3 млн, предложив барам и ресторанам систему электронного контроля за алкогольными напитками.

Решения «СКбары», разработанные на основе западных аналогов, представляют собой программное обеспечение, которое интегрируется в электронные системы управления ресторанами и барами. Так называемые гейзеры (пробки для бутылок с носиками) с датчиками, измеряющими объем наливаемой жидкости, и специально разработанный пульт управления позволяют контролировать расход алкоголя. На практике это дает возможность барменам наливать из бутылок только определенную порцию напитков и только когда пробит чек. Система повышает выручку от продажи напитков на 15–25%.
Сегодня «СКбара» установлена более чем в 1000 баров по всей России и странам СНГ. Среди клиентов есть и крупные, известные сети: корпорация «Мегагринн», сеть кинотеатров «5 звезд», пивоварня «Интер», сеть точек быстрого питания в аэропорту Шереметьево «Аэропит». Затраты на установку, по словам Игнатьева, составляют в среднем 250 000 рублей на один бар. Окупаемость, уверяет он, наступает через полтора-два месяца.

Игнатьев разговаривает с рестораторами и барменами на одном языке. В 2006 году он владел сетью рюмочных «Наливайка» в Санкт-Петербурге. В борьбе с воровством алкоголя и бесконечными «проливами» Игнатьев начал искать за границей специальные автоматизированные решения по контролю барменов. Это действительно большая проблема, говорит президент Барменской ассоциации России Сергей Цыро. «Опытные бармены могут уводить до 100% выручки»,— уверен он.
В 2006 году Игнатьеву показалась оптимальной система американской компании Berg. Проверив работоспособность Berg на собственном опыте, он стал дилером ее продукции. Это помогло предпринимателю понять не только технологии создания этих систем, но и реальные запросы российских рестораторов. И в 2008 году Игнатьев предложил рынку собственные разработки.
Ни американские, рассчитанные на большие рестораны, ни европейские, пригодные для маленьких частных баров, решения не могли полностью удовлетворить нужды российских рестораторов. Программы Berg, по словам Павла Симакова, генерального управляющего ресторанами сети Ilovecafe, не интегрировались с наиболее популярной в России системой управления рестораном R-Keeper — также российской разработкой (компания UCS). «Возникали проблемы с заказами: одни дублировались или пропадали, другие не исполнялись»,— вспоминает он. Игнатьев решил построить бизнес именно на решении этой проблемы. Легкую интеграцию со всеми существующими системами он называет своим главным конкурентным преимуществом.

На разработку первой версии системы ушел год. Вышло не очень. Пришлось многократно переписывать собственные алгоритмы. Идеальное решение, по словам предпринимателя, им удалось предложить только в марте 2013 года. За это время он вложил в разработку 55 млн рублей. Большинство этих денег — прибыли от дилерского бизнеса и других проектов, о которых предприниматель предпочитает не распространяться. Созданием ПО для «СКбары» занимается штат из 10 программистов. Комплектующие для систем контроля производят в Германии и Швейцарии, сборка — в Санкт-Петербурге.
Всего в компании Игнатьева работают примерно 40 человек. Продажами занимаются 24 дилера в городах России и СНГ. Обновление ПО и ремонт системы возложен на сервисные центры, которые в будущем, по замыслу создателя, будут получать специальный сертификат качества «СКбары». В среднем затраты на обслуживание систем Игнатьева обходятся ресторанам в 3000–5000 рублей в месяц.

«СКбара» завоевывает себе место на рынке уже пять лет, и пока Игнатьеву не удалось вернуть инвестиции (текущие финансовые показатели он не раскрывает). Виной тому, по словам предпринимателя, российские особенности бизнеса. Большинство директоров ресторана — наемные работники и не заинтересованы в серьезных улучшениях, считает он. «У меня был клиент, которому наша система позволила увеличить выручку на 60%,— рассказывает Игнатьев.— Директор не знал, как объяснить учредителям, что они несколько лет подряд теряли 60% своей прибыли от алкогольного бара в центре столицы». Большую часть роста прибыли списали на чудесным образом выросшую посещаемость.

Но Игнатьев надеется на коммерческий успех. По его расчетам, емкость только российского рынка таких услуг составляет примерно $1 млрд. При этом из 20 000 московских заведений 70% ежегодно закрываются, и на их месте появляются новые. Конкурентов у него в России нет, а на создание работающего аналога, по его словам, может потребоваться не меньше двух лет. На вывод бизнеса за рубеж Игнатьеву нужно несколько миллионов долларов, пока такие инвестиции он не нашел. Банки не дают ему кредиты из-за отсутствия залога. Всю прибыль, которую получает «СКбара», предприниматель реинвестирует в свой бизнес.

Источник