call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
24.09.2013

С гантелей по жизни или как филолог стал производителем снарядов для тяжелоатлетов

К своему бизнесу по отливке гирь, который теперь носит солидное название «Некоммерческое производственное партнерство „Титан”», Артем Артемьев шел через заготовку шкур и продажу похоронных венков.

А сам «Титан» начинался в заброшенном гараже в селе Степное под Магнитогорском: с начала 2000-х Артем отливал там гири и гантели для магазинов спортинвентаря и любителей пауэрлифтинга. За 10 лет на месте гаража выросло НПП — несколько компаний, которые делают спортивный инвентарь для занятий тяжелой атлетикой, выполняя преимущественно оптовые заказы.

Бизнес по отливке гирь и гантелей для Артема был не первым. Тридцатитрехлетний предприниматель родом из Челябинской области еще в школе заготавливал шкуры крупного рогатого скота: ездил по деревням, скупал шкуры у хозяев, солил и отвозил в самодельное хранилище — переоборудованный сарай.

«Шкурный» бизнес пришлось оставить: юный предприниматель поступил… на филфак Магнитогорского пединститута. После первого курса он открыл в здании центрального вокзала магазин ритуальных товаров «Память». «Так сложилось, что эта ниша в Верхнеуральске была совершенно незанятой»,— объясняет выбор столь странного бизнеса Артем. Три года он работал в две смены: с утра из Магнитогорска на старой отцовской «шестерке» развозил товар в магазины (позже «Память» открылась еще и в крупном шахтерском поселке Межозерный), а во вторую смену учился в университете.

Через три года Артем переехал в Магнитогорск и в 1998 году вместе с будущей женой Натальей запустил новый бизнес — магазин спорттоваров «Атеми-спорт», а в 1999-м — первое городское радиотакси. Через три года из таксомоторного бизнеса вышел, оставив его партнерам. А вот магазин спортинвентаря жив до сих пор: после дефолта его переориентировали на поставку товаров премиум-класса: соляриев, бильярдных столов, спортивных тренажеров и провели ребрендинг, сменив название на «Центр спортивной комплектации „Титан”». Этим бизнесом до сих пор руководит жена Артема.

История «Титана» началась в 2001 году, когда слов «стартап», «инвестор» и «предпринимательская культура» в Магнитогорске никто не слышал. Артем арендовал склад на окраине Магнитогорска, закупил несколько старых станков и начал производить обрезиненные диски для штанги. С этими спортивными снарядами он был знаком хорошо: с самого детства увлекался пауэрлифтингом. На запуск производства Артемьев взял в Кредит Урал Банке кредит на 400 000 рублей.

«На старте я совершил все ошибки, которые только возможно. Например, арендовал слишком большое здание»
Артем решил, что ориентироваться нужно не на профессионалов, а на любителей: упрощенные технологии производства позволили снизить стоимость конечной продукции на 15–20%. С самого начала компания старалась максимально быстро расширять ассортимент. Это позволило занять более половины рынка по гирям и гантелям и примерно 25% — по всем группам товаров для тяжелой атлетики. Собственно гантели и гири производит входящая в «Титан» «Уральская гиря», которой больше всего занимается Артем.

«Мы старались не тратить деньги на специализированные выставки и дорогую рекламу, урезали расходы, 80% прибыли реинвестировали в производство»,— раскрывает секрет успеха предприниматель.

В 2007 году Артемьев решился дать необычную рекламу в профессиональном журнале «Спортмагазин». Вместо красивых картинок Артем просто напечатал собственный прайс-лист. Качественная продукция по низким ценам привлекла внимание дилеров со всей России.

Сегодня большая часть продаж НПП «Титан» оптовые: предприятия работают более чем с 200 дилерами по всей России. Магазин Павла Яковенко «Номер 7» закупает гири у Артемьева уже больше трех лет. В своем сегменте Яковенко называет «Уральскую гирю» лучшим поставщиком. Ежемесячно магазин «Номер 7» заказывает из Челябинской области 15–25 тонн продукции. Илья Кальченко, генеральный директор магазина Lifeforsport (Москва и Нижний Новгород), с «Уральской гирей» работает с 2009 года. В среднем в месяц его компания заказывает примерно 5–6 тонн спортивного инвентаря. «В небольших объемах мы также заказываем продукцию в Китае»,— уточняет Кальченко.

Помимо китайских производителей на пятки «Уральской гире» наступают и отечественные игроки. Основные конкуренты — кировский завод «Динамо» и петрозаводская компания «МБ-Барбл». Последняя работает с 34 дилерами по всей России, а у «Динамо» производство инвентаря для тяжелой атлетики — далеко не единственное направление работы, а побочный продукт. На заводе производят оборудование для занятия гимнастикой и игровыми видами спорта. Всего в ассортименте завода только восемь разновидностей гирь, но цена в среднем на 20–30% ниже.

Появление в «гиревой» нише новых конкурентов Артемьев не ожидает: «Наш рынок в последние годы практически не растет,— объясняет он.— Для литейных производств спортивный инвентарь не самое маржинальное направление бизнеса, гораздо выгоднее заниматься архитектурным литьем». Несмотря на замедление общих темпов роста рынка, НПП «Титан» в этом году планирует ввести в ассортимент примерно 50 новых наименований продукции... 

За десять лет ассортимент «Титана» вырос с шести до 300 видов продукции. Каждый год предприятия добавляют «в меню» 30–40 новых позиций. Общий рост бизнеса группы составляет около 20% в год. В штате — более 150 человек. Вот так за десять лет гаражный бизнес превратился в сеть предприятий по производству спортинвентаря!

Источник: журнал "Деловая среда"