call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
30 июля 2017, 15:56   Юридические консультации 2

Установка газового счетчика с термокорректором

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в прошлом году мы установили новый счётчик G10 для отопления нежилого помещения ( газовый котёл «Хопёр»). В этом году нас заставляют снова менять счётчик уже с термокорректором. Сам счётчик находится внутри здания (в котельной), а не на улице. Подскажите правомерны ли действия газовиков и есть ли подтверждающий документ о том, что внутри помещения должен быть установлен счётчик с термокорректором? Заранее благодарю.

Ответы (1)

  1. Эксперт Центра поддержки предпринимательства 02 августа 2017, 07:32 # 0
    Здравствуйте!

    Нормативная база, определяющая специфику правовых отношений Поставщика и Потребителя природного газа, а также общие требования к контрольно-измерительным приборам на узлах учета, определяется следующими правовыми документами:

    · Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», 2009 г (с изменениями от 10.01.14 г.).

    · Федеральным Законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», 2008 г. (с изменениями 2012 г.).

    · Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ, № 162 от 5.02.98.

    · «Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317.

    · Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте РФ, № 32168 от 30.04.14 г.

    · Федеральным законом от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

    · ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (Методы) измерений.

    · Договором на поставку газа между контрагентами (поставщиком и потребителем газа), который носит статус юридических взаимоотношений.

    Отдельно хотелось бы отметить два основополагающих документа, определяющих правовую базу и которые в обязательном порядке необходимо учитывать, в случае поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и предоставления коммунальных услуг населению:

    · ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и изменений от 17.02.2014);

    · ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (с изменениями на 26 марта 2014 года).

    · ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями на 27 августа 2012 года, утрачивает силу с 1 января 2015 года).

    Все вышеперечисленные нормативные документы предъявляют лишь самые общие требования к Средствам измерений, применяемым при учете природного газа. В документах отсутствуют какие-либо нормы точности учета природного газа, как в промышленном, так и в коммунально-бытовом секторе. Так, например, в Правилах учета газа отмечается:

    «П.3.2. Учет добытого природного газа проводится для стандартных условий независимо от теплотворной способности газа и других параметров, определяющих качественные характеристики природного газа.

    П. 3.10 Учет количества природного газа, реализуемого населению, осуществляется средствами измерений в условиях их применения. Количество природного газа, реализуемого населению, при отсутствии средств измерений газа определяется в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 13.06.06 № 373.

    П. 2.9 Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.

    П.1.7. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.»

    Для наиболее распространенных, в настоящее время методов измерений, — с использованием сужающих устройств, турбинных, ротационных и вихревых счетчиков, а также ультразвуковых расходомеров — разработаны или разрабатываются нормативные документы в виде технических регламентов, государственных стандартов или стандартизованных/индивидуальных методик измерения, как того требует Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ и «Правила учета газа». Таковыми, например, являются:

    · ГОСТ 8.586.1-5 2005 Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Части 1-5

    · МИ 3213-2009 Расход и объем газа. Методика выполнения измерений с помощью ультразвуковых преобразователей расхода

    · ГОСТ 8.611-2013 ГСИ. Расход и количество газа. Методика (метод) измерений с помощью ультразвуковых преобразователей расхода (дата введения с 01.07.2014 г.)

    · ГОСТ Р 8.740 — 2011 Расход и количество газа. Методика выполнения измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков. (введен в действие с 01.01.2013 г., взамен ПР 50.2.019-2006)

    · Государственная система обеспечения единства измерений. Количество газа. Методика измерений комплексами для измерения количества газа СГ-ТК модификации СГ-ТК-Д № 181-560-01.00270-2013 (регистрационный номер по Федеральному реестру ФР.1.29.2013.15864).

    В 2013 г. введены в действие два значимых документа ГОСТ Р 8.741-2011 «ОБЪЁМ ПРИРОДНОГО ГАЗА. Общие требования к методикам измерений» и ГОСТ Р 8.740-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. РАСХОД И КОЛИЧЕСТВО ГАЗА. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков».

    В отличие от ПР 50.2.019-2006, новый ГОСТ Р 8.740-2011 является стандартизованной методикой измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа и устанавливает нормы точности УУГ.

    ГОСТ Р 8.741-2011 обеспечивает единство и повышает точность измерений объема природного газа в условиях эксплуатации с применением различных методов и средств измерений, применяемых в «… сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку» путем установления единых требований к методикам измерений.

    Новый ГОСТ Р 8.741-2011, также как и ранее опубликованная МИ 3082-2007, регламентирует измерение объема природного газа, приведенного к стандартным условиям, с погрешностью не выше 3%. Все утвержденные и вновь разрабатываемые методики измерения должны соответствовать требованиям нового ГОСТ Р 8.741-2011, включая и погрешность УУГ в зависимости от их производительности.

    Технический комитет по стандартизации ТК024 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии дал следующие разъяснения относительно применения ГОСТ Р 8.740-2011(см. письмо ТК 024 № 2 от 18.01.2013 г.):

    Во-первых, «… требования указанного выше нового стандарта к монтажу распространяются только на вновь создаваемые и реконструированные узлы учета газа».

    Во-вторых, «… все расчеты, связанные с процессом измерения объемного расхода газа и определением относительной расширенной неопределенности измерения газа, выполняются в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 8.740-2011 независимо от времени ввода в эксплуатацию узлов учета газа. Сроки проведения расчетов по установлению соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 8.740-2011 должны быть согласованы владельцем узла учета газа с контрагентом и проведены в сроки не позднее срока окончания межповерочного интервала любого средства измерения, входящего в состав узла учета».

    В дополнение к вышесказанному следует добавить, что значения расширенной неопределенности измерения объема газа, приведенного к стандартным условиям, для всех применяемых методов измерений в зависимости от производительности УУГ должны соответствовать нормам, установленным ГОСТ Р 8.741. Требования к составу СИ, применяемых при измерениях объема газа, и указанные в МИ 3082-2007, не распространяются на прошедшие сертификацию и имеющие единый паспорт комплексы СГ-ЭК и СГ-ТК (см. п. 7.2.1 ГОСТ Р 8.741-2011).

    В соответствии с ГОСТ 8.740-2011:
    Для граждан, при отсутствии счетчика с термокоррекцией действует следующее условие, пункт 26 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №549: «Объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии».
    Для чего Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на каждое полугодие утверждает температурные коэффициенты к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации.
    В отношении юридических лиц все сложно:
    1) Пункт 21. Правил поставки газа „Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются“.
    2) Пункт 1. статьи 5 Федерального закона Об обеспечении единства измерений «Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации».
    3) В пункт 1.6. Правила учета газа «Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений».
    4) Пункт 2.9. Правила учета газа «Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений».
    Простыми словами можно объяснить так: При применения узла измерения, измерения объема газа должно выполняться по аттестованному в установленном порядке методике (методу) измерения. А это в автоматическом порядке подразумевает применение измерительно-вычислительного комплекса для перерасчета температуры, давления, плотности газа, коэфф. сжимаемости газа и т.д.

    С уважением, эксперт Кирилл Силантьев.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда