Основные изменения в земельном законодательстве

01.07.2018 г.  введено ещё одно основание предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: для завершение строительства жилого дома и исполнение обязательств застройщика перед гражданами, пострадавшими при участии в долевом строительстве (пп. 3.1 п. 2 ст. 39.6 ЗК).

С 03.07.2018 г. применяется особый порядок проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков с субъектами малого и среднего предпринимательства. В аренду СМСП могут передаваться земельные участки, включённые в перечни государственного и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Такие земельные участки могут передаваться в аренду только СМСП в том числе с возможностью установления льгот по арендной плате. При этом права на земельные участки, переданные в аренду СМСП, не могут передаваться третьим лицам, и СМСП не вправе сдавать земельные участки в субаренду, если это не предусмотрено договором аренды. (п. 5, 6 ст. 22, п. 10, пп. 11 п. 21 ст. 39.11, п. 1.1, 3 ст. 39.12 ЗК). Кроме того, уточняется, что извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные п. 4 ст. 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предоставляемого во владение и пользование субъектам СМСП, заявители декларируют свою принадлежность к СМСП путем представления в форме документа на бумажном носителе или в электронном виде сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к СМСП в силу п. 5 ст. 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (для вновь созданных СМСП). Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов дополняются следующим основанием (ст. 39.16 ЗК): с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные п. 4 ст. 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является СМСП, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка

С 04.08.2018 г. в Земельный кодекс вводятся нормы о самовольной постройке. Обязанность по сносу самовольных построек перекладывается на арендатора. Если в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположена самовольная постройка, заключается договор аренды или договор безвозмездного пользования, то в договоре должна быть прописана обязанность контрагента по сносу самовольной постройки в течение 12 месяцев. Также возможен вариант, при котором устанавливается обязанность представить проектную документацию по реконструкции самовольной постройки для приведения её в соответствии с законодательством и осуществить реконструкцию в течение 3 лет (п. 7.1 ст. 39.8 и п. 3.1 ст. 39.10 ЗК). При несоблюдении данных обязанностей в срок, договоры подлежат расторжению.

Также вводится в действие ст. 54.1 ЗК устанавливающая возможность продажи с публичных торгов земельного участка, находящегося в частной собственности в случае, если собственник участка не исполнил обязанность по сносу самовольной постройки либо её приведение в соответствие с законодательством. Изъятие земельного участка производится на основании судебного решения, собственнику выплачивается стоимость участка за вычетом расходов на проведение торгов. При этом установлены случаи, когда возмещение правообладателю не выплачивается.

С 03.08.2018 г. также установлена обязанность правообладателей земельных участков не препятствовать организации системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков названных объектов, а также при предупреждении и ликвидации аварий и катастроф.

С 01.09.2018 г. введены в действие нормы о публичном сервитуте, в частности глава V.7 ЗК. Публичный сервитут может быть установлен для размещения на земельном участке объектов электроэнергетики, тепло -, водо- и газоснабжения, линий связи, а также строительных материалов, сооружений и техники для строительства и ремонта автомобильных дорог и по иным основаниям. Сервитут нельзя устанавливать, если правообладатель не сможет пользоваться участком больше года, а в отношении участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества – более 3 месяцев. Правообладатель земельного участка и обладатель публичного сервитута должны будут заключить соглашение о публичном сервитуте. При этом рассмотрение спора о таком соглашении в суде не является препятствием для проведения работ. Для установления публичного сервитута заинтересованное лицо подает в орган власти ходатайство по форме и согласно требованиям, установленным Минэкономразвития. Если оснований для возврата ходатайства нет, орган власти направляет в Росреестр запрос о правообладателях земельных участков, размещает различными способами сообщение о возможном установлении публичного сервитута. Затем орган власти принимает решение об установлении сервитута или отказывает в этом. В большинстве случаев на это отводится 45 дней. Орган власти размещает решение на своем сайте и публикует его без приложений в официальном источнике публикации муниципальных правовых актов. Копию решения он направляет владельцу участка. На все это у органа власти пять рабочих дней с момента принятия решения. Кроме того, сведения о публичном сервитуте включаются в ЕГРН. Затем обладатель публичного сервитута заключает с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута. Решение об установлении публичного сервитута можно обжаловать в суде в течение 30 дней с момента получения соглашения об установлении сервитута.

За пользование участком на условиях публичного сервитута должны заплатить. Но есть несколько важных исключений, они предусмотрены как самим кодексом, так и законом о введении его в действие. Размер платы, которая полагается компаниям и физлицам, определит оценщик. Отчет оценщика обладатель публичного сервитута пришлет вместе с соглашением об установлении сервитута. Правообладатель может оспорить размер платы в суде. Помимо платы за публичный сервитут владелец участка может требовать возместить убытки. Срок выполнения этого требования – 30 дней.

С 01.01.2019 г. вступает в силу ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Исключается такой вид земельного участка как дачный земельный участок, остаются только садовые и огородные земельные участки. В связи с этим в Земельный кодекс вносятся многочисленные изменения технического характера. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом.

С 01.06.2019 г. вступают в силу нормы Земельного и Лесного кодексов, предусматривающие возможность заключения договора безвозмездного пользования лесного участка. Ранее в отношении лесных участков было возможно только заключение договора аренды. Договор безвозмездного пользования лесного участка будет заключаться на срок от одного года до пяти лет.