call-центр8-800-300-80-90
задать вопросраспечататьна главную
22 сентября 2016, 09:18   Бухгалтерский учет и налогообложение 2

Специальная оценка условий труда

Здравствуйте!
У меня маленькая организация, занимающаяся бухгалтерскими услугами. В ней 2 сотрудника, оба — офисные работники. Располагаемся в арендованном помещении в торгово-офисном комплексе.
1. Нужно ли проводить специальную оценку рабочих мест? Ведь у нас нет опасных или вредных работ.
2. Когда крайний срок проведения такой аттестации?
3. Что будет, если мы проведем аттестацию по одному адресу, а потом поменяем офис?

Ответы (1)

  1. Эксперт Центра поддержки предпринимательства 27 сентября 2016, 10:19 # 0
    С 01.01.2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях
    определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников ( статья 212 Трудового
    кодекса РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 г. №
    426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

    Специальная оценка проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у
    работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями ( часть 3 статьи 3 Закона №
    426-ФЗ).

    Согласно трудовому законодательству характеристика условий труда на рабочем месте является обязательным условием для включения в трудовой договор работника
    (часть 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ).

    Дополнить трудовой договор положениями об условиях труда на рабочем месте в организации можно только после проведения специальной оценки условий труда, по
    результатам которой определяется класс условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре
    класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( часть 1 статьи 14 Закона №
    426-ФЗ).

    От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит, в частности, размер дополнительного тарифа страховых взносов, которые
    работодателю в определенных случаях нужно вносить в ПФР в пользу работников. Чем лучше условия труда на рабочем месте, тем меньше размер отчислений.

    Таким образом, работодатель обязан организовать проведение специальной оценки условий труда рабочих мест, даже если он арендует площадь с рабочими местами
    для своих работников. Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке ( часть 1 статьи 17 Закона №
    426-ФЗ).

    Смена офиса будет также являться вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах надо будет провести
    внеплановую специальную оценку условий труда. В описанных ситуациях спецоценка проводится в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих
    мест (п.1 ч.1, ч.2 ст.17 Закона №
    426-ФЗ).

    Обоснование:
    Проведение специальной оценки условий труда регламентировано Трудовымкодексом РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной
    оценке условий труда».

    В статье 22 Трудового кодекса РФ
    закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным
    нормативным требованиям охраны труда.

    В соответствии с частью 2 статьи 212
    Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке
    условий труда.

    Согласно п.1 ч.2 статьи 4
    Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки условий труда. Также частью 1 статьи 8 Закона №
    426-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

    Следовательно, действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения специальной оценки условий труда именно на
    работодателя.

    Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не
    нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно ( ч.3 ст.3 Закона № 426-ФЗ).
    Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.

    По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки ( ч.6 ст.27 Закона №
    426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда ( ч.4 ст.8 Закона № 426-ФЗ).
    Спецоценка условий труда рабочих мест проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст.19 Закона № 426-ФЗ, в
    соответствии с методикой
    проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н ( ч.2 ст.8 Федерального
    закона № 426-ФЗ).

    Результатом спецоценки являетсяотчет о ее проведении ( ст.15 Закона № 426-ФЗ).
    Выдать отчет о проведении спецоценки может только организация, зарегистрированная Минтрудом в реестре организаций, проводящих спецоценку (ч.3 ст.19,ст.21 Закона № 426-ФЗ,п.п.2, 3 Правил допуска
    организаций к деятельности по проведению спецоценки). Этот реестр размещен на сайте Минтруда (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations).

    Однако это правило действует только с 1 января 2014 года, поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные
    положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки
    зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест.

    Согласно ч.4 ст.27 Закона
    № 426-ФЗ, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда,
    специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

    В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 года. При этом нормами ч.6 ст.27 Закона № 426-ФЗ
    предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (письма Минтруда России от 20.10.2015г.№ 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014г. № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает
    проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

    Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 года, не распространяется на рабочие места
    сотрудников, указанных в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ.
    Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по
    старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на
    которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или)
    опасные условия труда (письмо Роструда от
    08.12.2014 г. № 15-1/В-1829).

    Вместе с тем Роструд в письме от 20.11.2015 г. №
    2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие
    сроки.

    Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 г. №
    36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ,
    и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

    Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была
    проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015г. по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от
    26.02.2015г. по делу № 33-5865/15.

    Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка
    условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (Апелляционное определение Челябинского областного суда от
    11.11.2014г. по делу № 11-11698/2014).

    Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ,
    чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и условия труда на
    которых не признаны вредными или опасными.

    Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки. Это обусловлено следующим. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану
    труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда ( ст.212 ТК РФ). Если
    работодатель не исполнил обязанность по проведению специальной оценки условий труда и контролирующие органы обнаружат это, то на работодателя могут
    наложить административный штраф согласно статьи 5.27 Кодекса РФ об
    административных правонарушениях. Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому,
    если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

    Из части 2 статьи 5.27.1 КоАП
    РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или
    наложение административного штрафа:

    — на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 5000 до 10000 руб.;

    — на юридические лица — от 60000 до 80000 руб.

    За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

    — штрафа в размере от 30000 до 40000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — для должностных лиц;

    — от 30000 до 40000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для индивидуальных предпринимателей;

    — от 100000 до 200000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для организаций.

    Таким образом, если работодатель до 01.01.2014 г. не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то ему обязательно нужно провести специальную
    оценку условий труда. Анализ указанных положений Закона № 426-ФЗ позволяет сделать вывод, что
    оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с
    ранее действовавшим законодательством.

    Также считаем, что до проведения специальной оценки условий труда организация фактически не может исполнить требования трудового законодательства и
    дополнить трудовые договоры с работниками положениями об условиях труда на рабочем месте ( часть 2 статьи 57
    Трудового кодекса РФ). Данные условия организация сможет прописать в трудовых договорах только после проведения специальной оценки условий труда.

    Вместе с этим в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ,
    специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018 г. ( ч.6 ст.27 Закона №
    426-ФЗ). С учетом этого полагаем, что до этого срока организация обязана обеспечить включение в трудовые договоры с работниками обязательного положения об
    условиях труда на рабочих местах.



    С 01.01.2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях
    определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников ( статья 212 Трудового
    кодекса РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 г. №
    426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

    Специальная оценка проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у
    работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями ( часть 3 статьи 3 Закона №
    426-ФЗ).

    Согласно трудовому законодательству характеристика условий труда на рабочем месте является обязательным условием для включения в трудовой договор работника
    (часть 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ).

    Дополнить трудовой договор положениями об условиях труда на рабочем месте в организации можно только после проведения специальной оценки условий труда, по
    результатам которой определяется класс условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре
    класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( часть 1 статьи 14 Закона №
    426-ФЗ).

    От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит, в частности, размер дополнительного тарифа страховых взносов, которые
    работодателю в определенных случаях нужно вносить в ПФР в пользу работников. Чем лучше условия труда на рабочем месте, тем меньше размер отчислений.

    Таким образом, работодатель обязан организовать проведение специальной оценки условий труда рабочих мест, даже если он арендует площадь с рабочими местами
    для своих работников. Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке ( часть 1 статьи 17 Закона №
    426-ФЗ).

    Смена офиса будет также являться вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах надо будет провести
    внеплановую специальную оценку условий труда. В описанных ситуациях спецоценка проводится в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих
    мест (п.1 ч.1, ч.2 ст.17 Закона №
    426-ФЗ).

    Обоснование:
    Проведение специальной оценки условий труда регламентировано Трудовымкодексом РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной
    оценке условий труда».

    В статье 22 Трудового кодекса РФ
    закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным
    нормативным требованиям охраны труда.

    В соответствии с частью 2 статьи 212
    Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке
    условий труда.

    Согласно п.1 ч.2 статьи 4
    Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки условий труда. Также частью 1 статьи 8 Закона №
    426-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

    Следовательно, действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения специальной оценки условий труда именно на
    работодателя.

    Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не
    нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно ( ч.3 ст.3 Закона № 426-ФЗ).
    Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.

    По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки ( ч.6 ст.27 Закона №
    426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда ( ч.4 ст.8 Закона № 426-ФЗ).
    Спецоценка условий труда рабочих мест проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст.19 Закона № 426-ФЗ, в
    соответствии с методикой
    проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н ( ч.2 ст.8 Федерального
    закона № 426-ФЗ).

    Результатом спецоценки являетсяотчет о ее проведении ( ст.15 Закона № 426-ФЗ).
    Выдать отчет о проведении спецоценки может только организация, зарегистрированная Минтрудом в реестре организаций, проводящих спецоценку (ч.3 ст.19,ст.21 Закона № 426-ФЗ,п.п.2, 3 Правил допуска
    организаций к деятельности по проведению спецоценки). Этот реестр размещен на сайте Минтруда (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations).

    Однако это правило действует только с 1 января 2014 года, поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные
    положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки
    зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест.

    Согласно ч.4 ст.27 Закона
    № 426-ФЗ, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда,
    специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

    В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 года. При этом нормами ч.6 ст.27 Закона № 426-ФЗ
    предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (письма Минтруда России от 20.10.2015г.№ 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014г. № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает
    проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

    Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 года, не распространяется на рабочие места
    сотрудников, указанных в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ.
    Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по
    старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на
    которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или)
    опасные условия труда (письмо Роструда от
    08.12.2014 г. № 15-1/В-1829).

    Вместе с тем Роструд в письме от 20.11.2015 г. №
    2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие
    сроки.

    Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 г. №
    36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ,
    и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

    Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была
    проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015г. по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от
    26.02.2015г. по делу № 33-5865/15.

    Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка
    условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (Апелляционное определение Челябинского областного суда от
    11.11.2014г. по делу № 11-11698/2014).

    Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ,
    чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и условия труда на
    которых не признаны вредными или опасными.

    Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки. Это обусловлено следующим. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану
    труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда ( ст.212 ТК РФ). Если
    работодатель не исполнил обязанность по проведению специальной оценки условий труда и контролирующие органы обнаружат это, то на работодателя могут
    наложить административный штраф согласно статьи 5.27 Кодекса РФ об
    административных правонарушениях. Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому,
    если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

    Из части 2 статьи 5.27.1 КоАП
    РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или
    наложение административного штрафа:

    — на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 5000 до 10000 руб.;

    — на юридические лица — от 60000 до 80000 руб.

    За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

    — штрафа в размере от 30000 до 40000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — для должностных лиц;

    — от 30000 до 40000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для индивидуальных предпринимателей;

    — от 100000 до 200000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для организаций.

    Таким образом, если работодатель до 01.01.2014 г. не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то ему обязательно нужно провести специальную
    оценку условий труда. Анализ указанных положений Закона № 426-ФЗ позволяет сделать вывод, что
    оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с
    ранее действовавшим законодательством.

    Также считаем, что до проведения специальной оценки условий труда организация фактически не может исполнить требования трудового законодательства и
    дополнить трудовые договоры с работниками положениями об условиях труда на рабочем месте ( часть 2 статьи 57
    Трудового кодекса РФ). Данные условия организация сможет прописать в трудовых договорах только после проведения специальной оценки условий труда.

    Вместе с этим в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ,
    специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018 г. ( ч.6 ст.27 Закона №
    426-ФЗ). С учетом этого полагаем, что до этого срока организация обязана обеспечить включение в трудовые договоры с работниками обязательного положения об
    условиях труда на рабочих местах.



    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда