Организация выдаёт призы победителям конкурсов в денежном выражении. Какие документы следует оформить при выдаче призов победителям конкурсов? Следует ли подать в налоговую инспекцию сведения о доходах, полученных победителями конкурсов?
Ответы (1)
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять ответы.
Ещё не зарегистрированы, тогда Вам сюда
Отношения между сторонами в данном случае регулируются главой 57 ГК РФ "Публичный конкурс". Согласно п. 1 ст. 1057 ГК РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем..
Отмечу, что публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (п. 2 ст. 1057 ГК РФ). Если конкурс направлен на иные цели, к нему не могут применяться правила, предусмотренные главой 57 ГК РФ. С учетом положений п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ проведение таких конкурсов не противоречит законодательству
Следует отметить, что отношения, возникающие между организатором и победителем конкурса в связи с выплатой последнему предусмотренного условиями конкурса вознаграждения (приза), не могут квалифицироваться как дарение , поскольку при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (абзац 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ). Возможность получения вознаграждения по итогам конкурса связана с необходимостью выполнения определенного задания, предусмотренного условиями конкурса (п. 4 ст. 1057 ГК РФ).
Следовательно, по смыслу главы 57 ГК РФ организатор конкурса выплачивает вознаграждение победителю конкурса не в связи с намерением одарить его, а в связи с исполнением участником конкурса определенных действий (обязательств) и признанием его победителем конкурса.
Таким образом, призы, переданные победителям конкурса, нельзя признать подарком, если их получение обусловлено совершением определенных действий участниками мероприятий по достижению соответствующих результатов. В этом случае отсутствует необходимость заключения договора дарения.
Подчеркну, что юридическая квалификация отношений, возникающих между организатором и победителем конкурса, зависит от условий проведения конкурса, его целей и иных конкретных обстоятельств.
При наличии доказательств того, что выплата вознаграждения победителю конкурса не связана с встречной передачей вещи, права либо выполнением встречного обязательства и осуществляется организатором конкурса с намерением одарить другое лицо, отношения между указанными лицами могут быть квалифицированы как дарение. Однако в рассматриваемом случае, об этом речи не идет.
Поскольку предполагается, что ситуация будет связана с раздачей призов по итогам конкурса, следует оформить документ, в котором будут отражены победители с указанием их паспортных данных и врученных им призов, например, в виде списка. При этом необходимо оформить и документ, подтверждающий выдачу приза и роспись призера в его получении. Зафиксировать такую информацию можно, например, в ведомости выдачи призов. Поскольку ни унифицированных форм, ни каких-либо особых требований к составлению документов в подобной ситуации действующим законодательством не предусмотрено, документы могут составляться в форме, установленной в организации и утвержденной учетной политикой.
НДФЛ
Пункт 1 ст. 210 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Соответственно, доход, полученный налогоплательщиком в виде любых подарков, выигрышей или призов в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых какими-либо организациями, подлежит обложениюНДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 20-14/4/025340). В то же время п. 28 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДФЛ, в том числе следующих доходов, не превышающих 4000 руб., полученных по каждому из следующих оснований за налоговый период:
1) стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;ами на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; 3) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
2) стоимости призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщик
Пунктом 2 ст. 224 НК РФ установлено, что доход в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб. подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 35%. При этом, по общему правилу, ставка НДФЛ равна 13%.
Следовательно, если приз, выигрыш получены в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, то с их стоимости, превышающей 4000 руб., следует исчислить налог по ставке 35% (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 20.11.2006 N 28-11/102052).
При получении подарков (призов) в иных случаях как внашем случае применяется налоговая ставка 13% (письма Минфина России от 17.03.2008 N 03-04-06-01/59, ФНС России от 02.03.2006 N 04-1-03/115).
В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил рассматриваемые доходы, признаются в отношении физического лица налоговыми агентами, в обязанности которых входит исчисление, удержание и перечисление НДФЛ в бюджет.
Оказанная услуга является бесплатной и предоставляется по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 №282-п.