8-800-300-80-90 call-центр
задать вопросраспечататьна главную

Пожарная безопасность и охрана труда

Охрана труда - это наука или искусство?
Это религия. В неё можно не верить, но обряды следует соблюдать.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (Трудовой кодекс РФ разделы 10,13 от 30.06.2006г. №90-Ф3 ст.209).

Пожарная безопасность – это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.

Одним из важнейших прав человека является гарантированное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ). Несоблюдение этого права влечет за собой наступление ответственности, в том числе и уголовной. В соответствии со ст. 8 УК РФ единственным основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного данным кодексом.

ОХРАНА ТРУДА:

В УК РФ не существует единой главы, где объединены все преступления, посягающие на безопасность труда, но имеются отдельные статьи, нарушение которых ведет к уголовной ответственности.

Основные документы направленные на обеспечение охраны труда:

  • Санитарно-гигиенические;
  • Социально-экономические;
  • Лечебно-профилактические;
  • Реабилитационные.

Сфера действия большинства из них распространяется на всю территорию РФ, и их исполнение обязательно для субъектов управления трудом независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности производства.

Инструкция по охране труда  локальный нормативный акт, устанавливающий конкретные обязанности работников организации по выполнению требований охраны труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение (с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа) инструкций по охране труда для работников.

Разработка Инструкции осуществляется на основе положений межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, приказа о распределении обязанностей по охране труда (типовых инструкций по охране труда), а также требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования и в технологической документации организации, с учетом конкретных условий производства.

Общие рекомендации о порядке разработки, согласования и утверждения Инструкции изложены в Методических рекомендациях по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17.12.02 № 80, Методических рекомендациях Минтруда России, утвержденных 13 мая 2004 г.

Обязанности по организации деятельности на предприятии в сфере охраны труда  установлены законодательными актами по охране труда.

Формы работы по охране труда:

1. Создание на предприятии службы охраны труда

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда установлена ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель предприятия, орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Ответственность за деятельность службы несет руководитель предприятия.
Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о распределении обязанностей по охране труда на предприятии или документ его заменяющий – приказом о распределении обязанностей по охране труда. 

2. Назначение ответственного за работу по охране труда

На предприятии с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. На основании приказа «Оназначении лиц, ответственных за обеспечение охраны труда на предприятии» руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

3.Заключение договора о полном сервисном обслуживании сторонней организацией

При отсутствии на предприятии службы (специалиста) по охране труда представляется возможным заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда

 Документация:

1. Распорядительная

Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих законодательным актам.

К наиболее распространенным видам распорядительных документов, издаваемых в организациях различных форм собственности, относятся постановления, решения, приказы, указания, а именно:

  • приказы, распоряжения, положения в части работы по охране труда на предпри­ятии;
  • приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда
  • приказ о распределении обязанностей по охране труда среди руководящего состава предприятия;
  • приказ о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию подъемно-транспортного оборудования, лифтового хозяйства, электрохозяйства, пожарную безопасность;
  • приказ о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности (если таковые имеются на предприятии);
  • положение об организации работы по охране труда на предприятии;
  • должностные инструкции руководителей и специалистов всех уровней управления (с указанием обязанностей в части охраны труда и ответственности за их невыполнение);
  • инструкции по охране труда на отдельные виды работ;
  • инструкции о соблюдении противопожарного режима и о действиях людей при возникшем пожаре.

2. Отчетная

Отчетная документация включает формы официальной статистической отчетности.

  • форма статистической отчетности № 7 — травматизм;
  • форма статистической отчетности № 1-Т (условия труда);
  • журнал выполнения предписаний по устранению выявленных нарушений требований охраны труда государственными органами надзора, контроля, управления.

3. Учетная

Учетная документация отражает всю деятельность по охране тру­да на предприятии и включает в себя:

  • журнал регистрации входящей документации по охране  труда;
  • журнал распоряжений по вопросам охраны труда;
  • журнал регистрации вводного инструктажа;
  • программу вводного инструктажа;
  • перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте;
  • журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • график проверки знаний по безопасным методам труда;
  • журнал действующих инструкций по охране труда;
  • перечень работ повышенной опасности или выполняемых в опасных и вредных условиях (если такие имеются на предпри­ятии);
  • перечень профессий и работ предприятия, для кото­рых необходимо пройти медицинский осмотр;
  • журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности (если есть такие работы);
  • перечень выдаваемой бесплатно спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • личная карточка учета спецодежды, спецобуви и других СИЗ;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве Н-1;
  • папка с документами на пострадавшего от несчастного случая на производстве для предоставления в органы социального страхова­ния;
  • протоколы замеров параметров отдельных показателей условий труда;
  • журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности;
  • план противопожарных мероприятий;
  • план мероприятий по охране труда на предприятии;
  • соглашение по охране труда.

Инструктажи:

1. Вводный - при приеме на работу

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии должности; временными работниками, командированными, или учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. 

2. Первичный - перед началом работы на конкретном рабочем месте с показом приемов и методов безопасного труда (до начала смены)

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят.

Программа первичного инструктажа на рабочем месте:

  • Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, цехе.
  • Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.
  • Безопасная организация и содержание рабочего места.
  • Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности).
  • Требования по предупреждению электротравматизма.
  • Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).
  • Безопасные приемы и методы работы.
  • Действия при возникновении опасной ситуации.
  • Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.
  • Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.
  • Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы.
  • Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.
  • Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.
  • Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров.
  • Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре.
  • Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

3. Повторный - не реже чем раз в квартал, на конкретном месте

Повторный инструктаж проходят все рабочие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, повторный инструктаж месте не проходят.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

4. Внеплановый - вызван изменениями технологического процесса, условий и организации тру­да, и, соответственно, изменениями в инструкциях по охране труда, при замене или модернизации оборудования

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения.

Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер):

  • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  • при изменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  • по требованию органов надзора;
  • при перерывах в работе: для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев.

5. Целевой - при выполнении работ не связанных с прямыми обязанностями

Осуществление работ по охране труда на предприятии должно проводиться на основе плана мероприятий по охране труда. План мероприятий по охране труда — это перечень мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев в действующем производстве, предупреждение профзаболеваний, улучшение условий труда на рабочих местах, увязанных по срокам и исполнителям с указа­нием средств, необходимых для реализации мероприятий. План мероприятий может разрабатываться на краткосрочную (год) или среднесрочную перспективу (несколько лет). Контроль за выполнением плана мероприятий осуществляется со стороны работодателя, специалиста, ответственного за охрану труда. 

Внешний контроль за состоянием охраны труда

Внешний контроль за состоянием охраны труда осуществляют на малом предприятии органы государственных инспекций — по закре­пленным за ними направлениям.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской федерации о труде и охране труда.

Органы местного самоуправления реализуют государственную политику в области охраны труда и осуществляют проверки предприятий. 

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Данное мероприятие проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Об этом говорится в статье 209 Трудового кодекса.

1. Цели и результаты аттестации

Цель проведения аттестации -  оценка условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Результаты аттестации рабочих мест используются:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • для сокращения продолжительности рабочего дня, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, повышения оплаты труда (в зависимости от «опасности» рабочего места сотрудника);
  • для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • для обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств ФСС;
  • для информирования работников об условиях их труда и положенных им льготах и компенсаций, для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • для оценки профессионального риска;
  • для подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • для решения вопроса о связи заболевания с профессией и рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
  • для санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • для обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

2. Объекты аттестации и ответственность

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя. Именно работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. 

Меры ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрены в ст. 5.27. Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с данной нормой нарушение в том числе порядка проведения аттестации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 тыс. рублей. Юридическим лицам придется уплатить штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Причем для индивидуальных предпринимателей и организаций подобное нарушение может перейти и в административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Стоит также отметить, что за повторное нарушение должностные лица и вовсе будут дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет.

3. Требования к аттестующим организациям

Аттестация должна проводиться работодателем совместно с аттестующей организацией, привлекаемой им для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. При этом под аттестующей организацией понимается юридическое лицо, которое аккредитовано в установленном порядке.

Таким образом, привлечь к аттестации можно лишь организации, которые имеют аккредитацию на оказание соответствующих услуг. При этом за работодателем закреплено право требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест. Речь идет о предоставлении уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей компании в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. Предполагается, что это будет способствовать объективной оценке рабочего места. Ведь именно от результатов аттестации зависит установление работникам гарантированных компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и построение адекватной системы защиты жизни и здоровья каждого работника на предприятии.

4. Этапы проведения аттестации

Организация аттестации рабочих мест по условиям труда включает четыре этапа:

1) подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда:

принятие решения о проведении аттестации рабочих мест;

образование аттестационной комиссии организации;

разработка и утверждение графика проведения аттестации рабочих мест в организации.

Порядок действий

Ответственные лица

1.

Образовать аттестационную комиссию

Работодатель

2.

Назначить ответственное лицо за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда

Работодатель

3.

Определить сроки и разработать график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестационная комиссия

4.

Сформировать нормативно-справочную базу документов для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестационная комиссия

5.

Организовать изучение нормативно-методических документов, используемых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Председатель аттестационной комиссии

6.

Составить полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда

Аттестационная комиссия

7.

Выявить на основе анализа причин производственного травматизма в организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование

Аттестационная комиссия

8.

Составить Перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте

Аттестационная комиссия

9.

Присвоить коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования

Аттестационная комиссия

10.

Заключить договор с испытательной лабораторией (испытательным центром) о проведении инструментальных замеров факторов производственной среды, а также оценки тяжести и напряженности трудового процесса

Работодатель

2) Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Для проведения аттестации рабочих мест, в первую очередь, необходимо  определить фактические значения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах

Порядок действий

Ответственные лица

1.

Провести инструментальные измерения уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах с оформлением протоколов

Аттестационная комиссия; испытательная лаборатория

2.

Оформить протоколы определения тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах

Аттестационная комиссия; испытательная лаборатория

3.

Провести оценку травмобезопасности рабочих мест с оформлением протоколов

Аттестационная комиссия

4.

Провести оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты с оформлением протоколов

Аттестационная комиссия

5.

Провести оценку фактического состояния условий труда на каждом рабочем месте, подвергнутом аттестации. Результаты оценки занести в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссии администрации района дать заключение о результатах аттестации

Аттестационная комиссия

3) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда. К протоколу должны прилагаться:

  • карта аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
  • сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

4) Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результатом аттестации является перечень документов:

  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. План должен предусматривать мероприятия по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, улучшению техники и технологии, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда. Указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения и исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиями по охране труда. Документ подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным комитетом утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор;
  • приказа руководителем организации, в котором дается оценка приведенной работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, и утверждаются её результаты;
  • предложения о порядке подготовки подразделений организации к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда с конкретными мероприятиями, конкретизирующими содержание такой подготовки;
  •  информирование о результатах аттестации рабочих мест работников организации.

5. Сроки проведения аттестации

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет. 

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. При этом за дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Кроме того, в ряде случаев, отдельные рабочие места следует переаттестовать вне плана. В частности, такой поворот событий неизбежен, если произведена замена оборудования, изменен технологический процесс и т. д.

6. Срок действия аттестации

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 31 августа 2007г. № 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию .

Внеплановая проверка проводится по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации. Работодатель обязан пройти через данную процедуру в следующих случаях:

  • выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
  • замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса;
  • изменения средств коллективной защиты.

7. Документы по завершению аттестации рабочих мест

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. К нему прилагаются:

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;
  • сводная ведомость результатов аттестации рабочих;
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
  • сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проводить аттестацию;
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии.

Также в этот пакет документов должны быть включены заключения по итогам государственной экспертизы условий труда и предписания должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения аттестации. Эти документы прилагаются к отчету о проведенной аттестации при их наличии.

В течение 10 рабочих дней с момента поступления итогового протокола аттестационной комиссии и отчета об аттестации работодатель подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета. Также в те же сроки необходимо ознакомить каждого работника под подпись с результатами аттестации его рабочего места.

8. Документы, предоставляемые в трудовую инспекцию по окончанию аттестации

Работодателю отводится 10 календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета на то, чтобы направить в госинспекцию труда в субъекте РФ ее результаты. Инспекторам нужно представить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации.

9. Срок хранения документов

Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ.

Документы (положения, протоколы, решения, предложения, заключения, перечни стандартов и норм, перечни рабочих мест, обоснования, данные, информации, ведомости рабочих мест, карты аттестации рабочих мест, планы) об аттестации рабочих мест по условиям труда хранятся у работодателя в течение 45 лет. А если имеют место тяжелые, вредные или опасные условия труда, то данную документацию необходимо хранить на протяжении 75 лет.

Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

10. Особенности аттестации на предприятиях малого бизнеса

Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения соответствующих работ. В ее состав в обязательном порядке включаются представители работодателя, специалист по охране труда, «делегаты» выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. 

Вместе с тем для предприятий, отнесенных согласно действующему законодательству к микропредприятиям и малому бизнесу  формирование комиссии по аттестации рабочих мест может осуществляться по упрощенной схеме. В ее состав также должен войти работодатель (его представитель) и представители аттестующей организации. Члены профсоюза включаются в комиссию только при наличии такового на предприятии. Ну и, наконец, что касается специалиста по охране труда, то его к аттестации можно привлечь со стороны – по договору гражданско-правового характера.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на так называемых аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего их числа, но не менее двух.

На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации – на первое рабочее место из списка аналогичных (п. 2 Приложения № 3 к приказу № 342н). Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 приказа № 342н).

Обратите внимание! При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100 процентов этих рабочих мест.

  • немедленная организация первой помощи пострадавшему и при необходимости доставка его в медицинскую организацию;
  • принятие неотложных меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействие травмирующих факторов на других лиц;
  • сохранение до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - фиксирование сложившейся обстановки (составление схемы, проведение фотографирования или видеосъемки, другие мероприятия);
  • немедленное информирование о несчастном случае органов и организаций, указанных в Трудовом Кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
  • принятие иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформление материалов расследования. 

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов:

  • в соответствующую государственную инспекцию труда;
  • в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • работодателю, направившему того работника, с которым произошел несчастный случай;
  • в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
  • в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Основы обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности», принятым 18 ноября 1994 г., и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 г.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права предприятий согласно закону "О пожарной безопасности" :

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
  •  вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;    - проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Обязанности, возлагаемые на предприятия согласно закону:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  •  содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны, при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территории пожарах и их последствиях;
  •  незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. 

Согласно Правилам пожарной безопасности, на каждом предприятии приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

  • определены и оборудованы места для курения;
  • определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;    - установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
  • определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Для обеспечения пожарной безопасности на предприятии назначается ответственный за противопожарную безопасность.  В его обязанности входит: 

  • разрабатывать и обеспечивать меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду;
  • обучать работников мерам пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • предоставлять противопожарной службе сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятии, выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны;
  • незамедлительно сообщать в пожарную службу о возникновении пожара.

Предприниматели

Перечень документов по охране труда:

  1.  Приказ об организации работы по охране труда в организации (о возложении функций по охране труда на руководителя и специалистов организации).
  2.  Положение о специалисте по охране труда в организации.
  3.  Приказ о назначении специалиста по охране труда или возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из спе­циалистов организации, или договор о привлечении специалистов (организаций), оказывающих услуги по охране труда.
  4.  Должностные инструкции специалистов по охране труда.
  5.  Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны тру­да в соответствии со спецификой деятельности организаций
  6.  Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.
  7.  Инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда.
  8.  Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  9.  Контрольный лист (личная карточка) прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
  10.  Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.
  11.  Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.
  12.  Перечень действующих в организации инструкций по охране труда, утвержденный руководителем.
  13.  Инструкции по охране труда для работников.
  14.  Журнал учета инструкций по охране труда для работников
  15.  Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников
  16.  Журнал регистрации инструктажей по ох ране труда на рабочем месте
  17.  Приказ о назначении лиц, под руководством, которых проводится стажировка вновь принятых работников
  18.  Перечень профессий, должностей и видов работ, имеющих вредные и (или) опасные производственные факторы, при выполнении, которых проводятся предварительны при поступлении на работу медицинские осмотры (обследования) работников
  19.  Список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям)
  20.  Поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям)
  21.  Приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации.
  22.  Приказ о проведении обучения по охране труда работников организации
  23.  Программа обучения по охране труда работников организации
  24.  Протоколы проверки знаний требований охраны труда работников организации
  25.  Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда
  26.  Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
  27.  Материалы расследования несчастных случаев на производстве
  28.  Трудовые договоры, отражающие обязательства работодателя по обеспечению работнику условий труда, соответствующих требованиям охраны труда

По различным вопросам пожарной безопасности и охраны труда Вы можете обращаться по телефону "горячей" линии: 8-800-300-80-90

Перечень статей УК РФ, нарушение которых ведет к уголовной ответственности

Статья 143. Нарушение правил охраны труда (http://www.zakonrf.info/uk/143/);

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (http://www.zakonrf.info/uk/216/);   Статья 217. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (http://www.zakonrf.info/uk/217/);

Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности (http://www.zakonrf.info/uk/219/);

Статьи 109, 111, 112, 115, 118. Преступления против жизни и здоровья человека, связанные с нарушением правил охраны труда (http://www.zakonrf.info/uk/109/, http://www.zakonrf.info/uk/111/,http://www.zakonrf.info/uk/112/,http://www.zakonrf.info/uk/115/http://www.zakonrf.info/uk/118/);

Статьи 201, 285, 286, 293. Должностные преступления в сфере охраны труда (http://www.zakonrf.info/uk/201/,http://www.zakonrf.info/uk/285/,http://www.zakonrf.info/uk/286/, http://www.zakonrf.info/uk/293/).